Всем известно, что благодаря государственным субсидиям процент электромобилей в Норвегии является самым высоким в мире и в 2020 году доля новых электромобилей превысила долю автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В 2022 году Норвегия установила новый рекорд – 79,3% проданных автомобилей оказались электрическими. Но в скором времени все может измениться, пишет об этом Reuters.
По данным Норвежской дорожной федерации, в 2022 году 79,3% новых автомобилей в Норвегии были аккумуляторными электромобилями. В 2021 году их было всего 65%. Количество подключаемых гибридов – 8,5%, других гибридов – 5,4%, доля новых чисто бензиновых автомобилей составила всего 3,9%, дизельных автомобилей – 2,9%.
Самой популярной моделью 2022 года является Tesla Model Y, второй — Volkswagen ID.4, а третьей — Skoda Enyaq.
За популярность электромобилей следует поблагодарить за налоговые льготы. Но хотя они помогают сократить выбросы углерода, выгоды обошлись государству в 39,4 миллиарда крон (4 миллиарда долларов) потерянных доходов только в 2022 году. Поэтому левоцентристское коалиционное правительство стремится ограничить льготы для автомобилей высокого класса.
То есть, если в 2022 году льготы Porsche Turbo S обошлись покупателю как минимум в 1,7 млн норвежских крон (примерно $166 тыс.), то при налогообложении, как предлагает правительство, такой автомобиль должен стоить 2,1 млн крон (примерно 206 тыс.). Разница составляет 20%.
Новый налог на автомобили, основанный на весе автомобиля, может негативно повлиять на продажу BEV, потому что автомобили с электродвигателями тяжелее, чем их эквиваленты ископаемого топлива. Так утверждает Норвежская автомобильная федерация (NAF), представляющая автовладельцев.
«Мы обеспокоены тем, что продажи упадут, потому что правительство предложило новый налог на основе веса», – сказал представитель NAF Тор Эгил Брэдленд.
По его словам, правительству также не удалось должным образом решить одну из главных практических проблем для владельцев электромобилей, которая касается зарядных станций и способов оплаты за их использование.
«Вам нужно 10-15 приложений для смартфонов, чтобы быть хорошо обученным владельцем электромобилей в Норвегии, и мы знаем, что многие откладывают покупку электромобиля из-за этого», – сказал г-н Брэдланд.
NAF настаивает на разработке решения «электронного роуминга», которое позволит пользователям платить на всех зарядных станциях без использования нескольких приложений.
Но норвежское правительство настаивает на новой политике в отношении электромобилей.
«Электромобиль стал новым обычным автомобилем для норвежцев, и это означает, что мы должны посмотреть, как мы используем государственные средства», – сказал лейборист Йохан Васара, государственный секретарь норвежского министерства транспорта.
«Мы уверены, что электромобиль останется», — сказал Васара, добавив, что правительству необходимо сосредоточить свое внимание на других транспортных сегментах, включая тяжелые грузовики.