Одним из загадочных явлений в истории иконописания является существование икон, которые под своими каноническими ликами скрывали образы потусторонних злых сил. «Адописные иконы» существовали в средневековье, но ни одна из них не дошла до наших дней. Поэтому историки до сих пор не могут точно указать, как они появились и кто мог быть автором таких образов.
Адописные иконы и их создание
История иконописания очень длинная и интересная. Но мало кто знает, что в период средневековья на Руси появились особые иконы, которые современники назвали адописными.
Их название было связано с особенностью техники написания. Верхний рисунок ничем не отличался от обычных икон, на нем были изображены сын Божий или святые. Но под ним скрывался второй слой рисунка и именно он привлек внимание исследователей. Под ликами святых скрывались образы нечистой силы, самого дьявола или ада.
Художник-иконописец, создавший такую икону, сначала рисовал адописную картинку, после чего покрывал ее специальным грунтом. После высыхания на изображение наносились обычные для икон канонические изображения. В итоге образ святого был дополнен рогами черта или изображением ада, что его окружало. Но они были скрыты от посторонних глаз.
История об адописных иконах
Об адописных иконах до наших дней дошли только легенды. Несмотря на то, что о них упоминается в исторических фолиантах, но ни одна из них не дошла до наших дней.
Впервые о таких иконах упоминается в 16 веке в «Житие Василия Блаженного». Там рассказывается, что он подошел к главным воротам города, на которых была расположена икона Богоматери Девы Марии. Толпы верующих ежедневно читали возле нее молитвы. Люди ожидали, что Василий Блаженный также будет молиться у святого лика, но на удивление, он бросил в икону камень. Он объяснил, что люди молились не Деве Марии, а черту, который был скрыт под образом Богоматери.
Исследователи считают, что такие иконы были созданы людьми, которые занимались черной магией и сатанизмом.
Происхождение адописных икон
Само название адописных икон упоминалось в обществе староверов, которые не принимали новые каноны православной веры, что были введены в 17 веке. Неукоторые историки считают, что именно они могли и создавать такие иконы, чтобы дискредитировать церковную реформу среди верующих.
Но не все соглашаться с этой версией. По некоторым данным, в 15 веке на Руси распространилось иудейское еретическое учение, которое более известно под названием «субботников» или как их еще называли — «жидовствующих».
Представители этого религиозного направления не признавали поклонение иконам, считая это идолопоклонничеством. А это, по их по мнению, было нарушением одной из десяти заповедей Божьих. И чтобы заставить православных верующих отказаться от греха, жидовствующие и создавали подобные «адописные» иконы.
Феномен адописных икон
Изучением необычных икон занимался русский писатель Николай Лесков. Он даже посвятил этой теме повесть под названием «Запечатленный ангел», в которой выдвинул версию, что адописные иконы были созданы простыми мошенниками.
Желая заработать легкие деньги, коробейники предлагали покупателю редкие, и поэтому особо ценные иконы. После заключения сделки к нему подходил человек, который раскрывал покупателю глаза на скрытые рисунки под ликом святых. После этого первый отказывался от иконы, и ее можно было продать еще несколько раз.
Позже писатель написал небольшую статью-разведку об этих иконах. Но в 19 веке большинство ученых сошлись на версии, что такие иконы являются обычной «страшилкой» и их на самом деле не существовало. Эту версию поддержал и ученый-фольклорист Никита Толстой, а также современные историки.