Connect with us

Hi, what are you looking for?

Авто мото

«Москвич» обречен на неудачу

«Москвич» обречен на неудачу

«Москвич» обречен на неудачу

Начавшаяся российская полномасштабная война против Украины – это полная бессмыслица и глупость. Только слепые и дураки этого не видят и не понимают: примеров предостаточно. Одним из таких примеров является показательная история автомобильного завода «Москвич», за последние несколько месяцев совершившая невероятно крутое пике. Кстати, уже не в первый раз в истории.

Автомобильный завод “Москвич”: начало

Обычно начало истории завода “Москвич” ассоциируют с автомобилем “Москвич-400” конца 1940-х годов. Однако на самом деле начало деятельности завода под названием «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодежи) нужно искать в 1930 году, когда началось лицензионное производство автомобилей Ford.

Кстати, за время своего существования завод неоднократно менял название: “ЗМА” (Завод Малолитражных Автомобилей), “МЗМА” (Московский Завод Малолитражных Автомобилей), “АЗЛК” (Автомобильный Завод Ленинского Комсомола), просто “Москвич”, завод “Автофрамос” и, наконец, российский завод Renault. Далее по тексту я буду использовать название именно «Москвич», чтобы не путаться. Тем более с середины мая завод снова называется именно так – просто «Москвич». Однако вернемся к 1930-м годам: значит, начало работы завода и выпуск первых Ford.

А дальше случилась Вторая Мировая Война, которую кто-то определяет как «отечественная», но невозможно удержаться и от термина «захватническая». Поскольку в конце концов «под колпаком» СССР оказалось достаточно много стран, включая часть Германии. Имея доступ к местным заводам, руководство СССР приняло решение вывозить определенные предприятия и производственные линии. Это произошло с производством модели Opel Kadett 1936 года. Именно этот автомобиль и стал основой “Москвич-400”, производившийся с конца 1940-х и до середины 1950-х годов.

Итак, начало завода “Москвич” – это лицензионная сборка автомобилей Ford и “украденно-репарационный” автомобиль Opel. Однако дальше наступил…

Расцвет во времена СССР

Как ни думай, но период 1950-1970 гг. был периодом расцвета для завода «Москвич». Все началось с модели «Москвич-402/407», построенной по иностранным аналогам, однако о тотальном копировании речь уже не шла. Более того, кроме традиционного кузова “седан” автомобиль “Москвич-407” также приобрел и многие другие полезные модификации – например, “универсал” и “фургон”. И даже нечто похожее на современный кроссовер в виде «Москвич-411»: сочетание удобного кузова «универсал», комфортного салона пассажирского автомобиля, а также полного привода. Конечно, это было не от лучшей жизни, просто этого требовали плохие советские дороги. Кроме того, схожие автомобили появлялись также у других местных автозаводов. Однако это не исключает вклада завода “Москвич”. А вдобавок можно вспомнить еще и первые экспортные поставки автомобилей за границу.

Следующим шагом стало создание автомобилей “Москвич-408” и “Москвич-412”. Они получили неплохой дизайн (как на дату выпуска) и гораздо раньше ВАЗ пытались стать массовым автомобилем для советского человека. Конечно, задний привод уже начинал устаревать, а двигатель был недостаточно мощным. Однако упомянем о массовости производства, добавим разнообразные типы кузова, а также организацию производства автомобилей на другом заводе. Имеется в виду завод «ИЖ», который работал на советский военный комплекс (а что тогда не работало?) и имел площади для дополнительного производства. Интересно, что выпуск автомобилей «Москвич» на заводе в Ижевске не ограничился только сборкой имеющихся моделей – также был разработан собственный автомобиль, известный под названием «ИЖ Комби».

Поэтому время 1950-1970 годов действительно было неким «периодом расцвета» для завода. Однако когда семейство “Москвич-408/412” превратилось в “Москвич-2140”, то для завода начался период застоя. Автомобили выглядели устаревшими и проигрывали новым ВАЗам по восприятию дизайна, оборудованию салона, в мощности двигателей и т.д. Завод «Москвич» требовал нового…

Автомобиль «Москвич-2141» и упадок 90-х годов

Как и предшественник своего времени, новый автомобиль «Москвич-2141» был достаточно революционным: аэродинамический кузов «хэтчбек», передний привод, большие габариты (больше ВАЗ-2109), хорошая обзорность. Нередко говорят, что «Москвич-2141» был скопирован с автомобиля Simca – однако опять же это не было слепое копирование. Да и проблема была не в копировании, а в остальном: плохое качество компонентов и общего производства, отсутствие соответствующего двигателя, общие задержки с внедрением новой модели в серию. Когда в конце 1980-х годов наконец-то началось более-менее масштабное производство как нового автомобиля «Москвич-2141», он уже начинал морально устаревать.

В конце концов, распад СССР привел к проблемам завода: он работал неритмично, автомобили производились в некомплекте. Новое руководство пыталось оживить «умершую лошадь», создавая на базе модели «Москвич-2141» новые и новые конструкции. И если обновление автомобиля под названием «Москвич Святогор» или разработка седана с удлиненной колесной базой выглядит еще как-то логично, то создание 2-местного купе «Дуэт» в стране, где большинство населения выживает благодаря гуманитарной помощи и «куриным ножкам Буша» – это уже откровенное издевательство.

Однако именно тогда произошло событие, которое имело важные последствия для будущего завода “Москвич”: на обновленной модели “Святогор” начали устанавливать бензиновые двигатели Renault. В то же время, компания Renault искала пути выхода на российский автомобильный рынок, чтобы продавать там свои недорогие автомобили – сначала это был седан Renault Clio Symbol (или просто Renault Symbol), потом пришло время для Renault Logan. В конце концов все это привело к следующему этапу…

«Новое дыхание» из Renault и дальнейшая «китайская история»

Начиная с 1998 года и до нынешнего 2022-го, завод «Москвич» получил «новое дыхание» благодаря Renault. Было создано предприятие «Автофрамос», с 2005-го началось производство автомобилей: сначала простая сборка, а затем более полномасштабное производство. В конце концов дело дошло до собственных локализованных автомобилей: модели Renault Kaptur и Arkana, кроссовер Nissan Terrano (пусть даже это был лишь видоизмененный «первый» Renault Duster).

Однако за дурацкие поступки надо платить. После начала полномасштабной войны против Украины работать на российском рынке стало «токсично» для имиджа – это понятно многие компании, среди которых была и Renault. Так что французы решили уйти: в марте остановили деятельность, в мае окончательно отказались от российского рынка. На самом деле, как выходила компания Renault – это тема для отдельной статьи. А сейчас нас интересует именно завод “Москвич”. Последний перешел в собственность местного московского правительства и местные чиновники сразу же стали много обещать.

Ой, а наобещали столько, что голова пошла кругом! Во-первых, техническим партнером завода «Москвич» должен был выступить завод «КамАЗ» (который и сам оказался под санкциями). Во-вторых, обещали выпускать по 300 тысяч автомобилей в год, которые просто продавать или передавать в каршеринг и такси. В третьих, рассказывали о возобновлении производства уже к концу текущего года. И вот именно последний пункт оказывается самым интересным – потому, что невозможно разработать новый автомобиль в столь сжатые сроки, не говоря уже о начале его серийного производства. А вот скопировать…

После объявления таких грандиозных планов у любого трезвого человека сразу возник вопрос реальности их внедрения. Наиболее реальным методом выглядит привлечение китайских автомобильных производителей и начало сборки их автомобилей. Похоже, таким партнером выступит компания JAC – уже презентованная линейка «Москвич», где автомобили не что иное, как копия китайских моделей. Вот так получилось: вся российская страна напряглась, подтянула «КамАЗ» и московское правительство, привлекла посторонние компании – а все лишь для того, чтобы автозавод с почти 100-летней историей вынужден был копировать и заниматься сборкой китайских автомобилей. Вы верите, что из этого хоть что-нибудь выйдет?

Вот даже местные автомобилисты не верят. Первые опросы по поводу будущего завода «Москвич» явно демонстрируют настроения потенциальных клиентов. Только треть опрошенных верят в возобновление работы и успешный выпуск автомобилей. Около 45% опрошенных считают, что завод “Москвич” просто будет со временем покинут. А еще 22% опрошенных уверены, что на территории завода впоследствии построят жилой комплекс или торговый центр. Следовательно, 2/3 просто не верят в будущее этого завода.

Выводы из истории

Как нетрудно заметить из данной статьи, во многих случаях история завода «Москвич» базировалась на заимствованных автомобилях и технологиях. Иногда даже просто украденных, как это было с Opel.

Возможно, странно выглядит для российского общества, однако хороший результат получаешь только тогда, когда над ним упорно работаешь собственными руками и головой. Следует справедливо отметить, что такие примеры в истории «Москвич» тоже случались: период 1950-1970 годов и эпоха Renault.

Однако это сложно – думать и работать. Гораздо проще «лечь под Китай». Что, похоже, происходит не только с российским автомобильным заводом «Москвич», но и со всей их страной и обществом. Хотя в конце концов все логично – каждый получит то, чего заслуживает.

Содержание статьи

  • Автомобильный завод “Москвич”: начало
  • Расцвет во времена СССР
  • Автомобиль «Москвич-2141» и упадок 90-х годов
  • «Новое дыхание» из Renault и дальнейшая «китайская история»
  • Выводы из истории

В тренде