Tesla остановила планы по выпуску бюджетного электромобиля, которого с нетерпением ждали инвесторы, что позволило бы увеличить продажи компании на более широкий потребительский рынок. Это решение, подтвержденное многочисленными источниками и сообщениями компании, которые изучило агентство Reuters, смещает фокус Tesla в сторону разработки автономного робота на базе той же платформы компактного автомобиля.
Уход от производства доступного электромобиля отклоняется от основной цели, которую неоднократно отмечали компания Tesla и ее генеральный директор Илон Маск. Первоначальное видение Tesla, изложенное Маском в его «генеральном плане» 2006 года, было направлено на создание изначально роскошных моделей, чтобы финансировать производство экономичного семейного автомобиля.
Несмотря на неоднократные заверения Маска о создании такого автомобиля, включая заявление в январе о начале его производства в Техасе до второй половины 2025 года, нынешняя самая доступная модель Tesla, седан Model 3, стоит в США около $39 000. Ожидалось, что отменен автомобиль начального уровня, который часто называют Model 2, будет стоить около 25 000 евро и будет производиться на заводе компании в Германии.
Информация о прекращении проекта Model 2 была предоставлена сотрудникам Tesla на встрече, как сообщают два источника, причем один из них упоминает, что встреча состоялась в конце февраля. Также было дано указание задержать информирование поставщиков об отмене проекта, что свидетельствует о значительных изменениях в продуктовой стратегии Tesla.
После публикации отчета Маск раскритиковал Reuters на своей странице в социальной сети X, обвинив их во лжи, не уточнив, в чем именно состоят неточности.
Впрочем, стратегический разворот Tesla происходит на фоне интенсивной конкуренции со стороны китайских производителей электромобилей, представивших на рынке транспортные средства по значительно более низким ценовым показателям, некоторые из которых достигают $10 000. Переориентация на технологически и регуляторно сложную сферу робота может стать значительным вызовом для Tesla.
Несмотря на отказ от инициативы создания бюджетного автомобиля, некоторые сотрудники Tesla оптимистично воспринимают переход к роботокси, считая, что это соответствует видению Маска относительно будущей мобильности. Однако это изменение стратегии также признается гибким и может изменяться в зависимости от экономических условий.
Проблема извлечения прибыли от автомобилей начального уровня в сочетании с задержкой Tesla в освоении этого сегмента ставит компанию в невыгодное конкурентное положение. Пока Tesla сосредоточилась на разработке своего премиального пикапа Cybertruck, китайские автопроизводители вырвались вперед на рынке доступных электромобилей, захватив значительную часть рынка и достигнув экономии от масштаба, с которым западным производителям сложно конкурировать.